Меню
16+

Североуральский городской округ

30.08.2019 17:55 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Наши школы – лучшие!

28 августа состоялась пресс-конференция начальника Управления образования Ирины Ощепковой. Ирина Николаевна отметила, что уже почти пять лет работает на этой должности, поэтому встреча с журналистами получилась юбилейной. Накануне нового учебного года у представителей СМИ было традиционно много вопросов.

28 августа состоялась пресс-конференция начальника Управления образования Ирины Ощепковой. Ирина Николаевна отметила, что уже почти пять лет работает на этой должности, поэтому встреча с журналистами получилась юбилейной. Накануне нового учебного года у представителей СМИ было традиционно много вопросов. Газета «Наше слово»: — Слышали, что в этом году родители могут получить персонифицированные сертификаты дополнительного образования на детей. Расскажите, что это за нововведение, что оно дает родителям и детям, кому они положены, где их можно получить? — Это новый проект Свердловской области. На первом этапе мы должны создать единую электронную базу детей, получающих дополнительное образование, и сертифицировать образовательные программы (начнем с Центра внешкольной работы). А в будущем, предполагается, что сертификат будет давать каждому ребенку возможность получить дополнительное образование за счет государства в любом учреждении, включая частное, при условии, что эти услуги будет предоставлять лицензированная организация с сертифицированными программами. То есть конкуренция на рынке допобразования повысится. Сертификат – это именной идентификационный номер (реестровая запись), под которым ребенок будет зарегистрирован в единой информационной системе Свердловской области до 18 лет. Право на его получение имеют все дети в возрасте от 5 до 18 лет, проживающие на территории Североуральского городского округа. Оформить сертификат может родитель, законный представитель ребенка или ребенок, достигший возраста 14 лет. Это можно сделать двумя способами: через Интернет-ресурс http://66.pfdo.ru и лично, предоставив пакет документов в одно из учреждений, имеющих лицензию на дополнительную образовательную деятельность. Это — Центр внешкольной работы, детский сад № 21, ДЮСШ, школы № 4 (Баяновка), 1, 8, 11, 14 (Калья), 15 (Третий Северный), 13 (Черемухово), Центр психолого-педагогической помощи «Остров», детскую художественную школу и школы искусств в городе, Калье и Черемухове. Документы, необходимые для подачи заявления: свидетельство о рождении ребенка, паспорт гражданина РФ или временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта ребенка; документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя ребенка); страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования ребенка (при наличии); документ, подтверждающий проживание ребенка на территории Североуральского городского округа (свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или справку из школы или детсада). Система сертификатов позволит нам получить полную картину охвата наших детей дополнительным образованием, мы сможем целенаправленно работать по привлечению других ребят к занятиям в кружках и секциях. Таким образом, по сути, вводится подушевая система финансирования, которая должна стимулировать учреждения бороться за увеличение числа посещающих их детей и предоставление им конкурентоспособного качественного дополнительного образования. — В этом году для североуральских школьников вводится обязательный второй иностранный язык. Насколько кадровый потенциал города готов к нововведению, и хватает ли в наших школах учителей-предметников? Какие еще перемены в образовательных программах нас ждут в новом учебном году? — Введение второго иностранного языка в качестве обязательного предмета было предусмотрено федеральным образовательным государственным стандартом основного общего образования (ФГОС для учащихся 5-11 классов). В наших школах преподается в основном английский язык, поэтому в 9-х классах планировалось дополнительно ввести изучение немецкого языка. Там, где решены кадровые проблемы, с 1 сентября будет преподаваться два языка (например, в черемуховской школе № 13 и других), там, где имеются сложности, второй иностранный будет введен, скорее всего, с 1 января 2020 года. Однако в настоящее время после общественного обсуждения готовятся к утверждению изменения в ФГОС, направленные на снижение нагрузки для школьников, поэтому второй иностранный может получить статус «рекомендованного». Тогда его преподавание будет необязательным. С 2016 года в качестве обязательных предметов введены «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература». Количество часов для изучения каждая школа определяет самостоятельно. В Североуральском ГО в качестве родного языка школы и родители большинством голосов выбрали русский язык. С 2016 года в старших классах повсеместно была введена «Астрономия». Также участники образовательных отношений (школа, родители и ученики) могут выбрать дополнительные предметы или увеличить количество часов на изучение уже имеющихся. Так, например, возможно, уже в этом году «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) будут изучаться не с 7 класса, а раньше. Что конкретно войдет в учебные планы школ, можно увидеть в ближайшее время на сайтах образовательных учреждений после утверждения решений педагогических советов. Радио «Северный вестник»: — С сентября открываются центры гуманитарного и цифрового образования «Точки роста» в Калье и Третьем Северном. Планируется ли распространить эту практику на другие школы? — «Точки роста» — это федеральный проект для сельских школ. К 20 сентября центры цифрового и гуманитарного образования откроются в 1750 школах РФ, 57 из них – в Свердловской области. Причем в Северном управленческом округе будет 5 таких центров, и 2 из них – у нас, в Третьем Северном и Калье. Администрация Североуральска, Управление образования и, конечно, школы № 15 и 14 сумели вовремя подготовить необходимые документы, пройти конкурсный отбор и попасть в программу. За лето за счет местного, областного и федерального бюджета в школах были отремонтированы и оформлены в едином стиле для всей страны помещения, отведенные под «Точки роста», закуплена мебель и необходимое оборудование, обучены преподаватели. В этих центрах дети будут изучать технологию, информатику и ОБЖ на современном уровне, будут заниматься шахматами. Также будет организованы медиацентры и зоны коворкинга (пространство для общей деятельности), где родители вместе с детьми смогут заниматься проектной, творческой и социальной деятельностью. В 2020 году этот проект будет продолжаться в 32 малых городах Свердловской области. Мы рады, что сразу две наших городских школы — № 1 и 11 — прошли предварительный отбор в Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области. — Сейчас в системе образования много новшеств – интересные проекты (робототехника, 3D- моделирование, конференции, фестивали и пр.), техническое оснащение и т.д. Что это дает детям и городу, каковы результаты? Есть ли связь между вложениями и результатами? Проводится ли анализ этой деятельности? — В Североуральском городском округе активно развиваются современные направления науки и техники, такие как прототипирование, промышленный дизайн, робототехника, 3D-моделирование и т.д., которые основываются на изучении предметов естественно-научного цикла и технических дисциплин, в первую очередь, информатики, математики, физики, черчения. Таким образом, реализация этих направлений становится мощным инструментом синтеза новых знаний и развития инженерного мышления, позволяет реализовать принцип преемственности в подготовке будущих научно-технических специалистов для города, области и страны. И это очень важно. Конечно, мы отслеживаем результаты этой деятельности. Имена победителей и участников конкурсов внесены в банк одаренных детей. Подчеркну, эту работу финансирует не только местный бюджет, но и частный бизнес, и благотворительные фонды. Североуральском городском округе в партнерстве с администрацией СГО и ОК РУСАЛ реализуется «Инженерная программа», инициированная Фондом «Вольное Дело», которая направлена на формирование у школьников мотивации к активному профессиональному самоопределению и знакомство с инженерно-техническими профессиями будущего. Также с помощью благотворительного фонда «Достойным — лучшее» за 2018 — 2019 учебный год 52 школьника Североуральского городского округа приняли участие в девяти региональных, областных и всероссийских мероприятиях, где показали высокие результаты. Приведу несколько примеров победы наших ребят. В марте 2019 г. воспитанники Центра внешкольной работы приняли участие в XI Всероссийском технологическом фестивале «PROFEST-2019» в Москве и вновь показали хорошие результаты. В индивидуальном соревновании в компетенции «Конструирование» себя отлично зарекомендовал Алексей Девятов, которому было присуждено 1 место. До поездки в Москву команда ЦВР дважды заняла второе место — в Региональном этапе Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям в январе в Екатеринбурге и в Открытом окружном молодежном робототехническом фестивале «Робофест Урал», который был отборочным этапом на «Робофест-2019». Наши ребята стали победителями в робототехнических соревнованиях в категории «Полоса препятствий» на V фестивале «Образовательная робототехника – Открывая будущее-2019» в рамках проекта «Уральская инженерная школа» в Карпинске, где принимали участие юные техники со всей Свердловской области. Наша команда «Панды» из учеников 8 класса заняла 1 место в абсолютном первенстве в I Всероссийском конкурсе по информационным технологиям для школьников 6-9 классов «По дороге с облаками» (использование сетевых сервисов и технологий). Конкурс проводил Российский государственный профессионально-педагогический университет Екатеринбурга с целью популяризации культуры и творческой работы с сетевыми информационными ресурсами нового поколения и развития интереса к информатике и информационным технологиям. В настоящее время 11 ребят участвуют в областной образовательной смене «Промышленные вызовы Урала», организованной фондом поддержки одаренных детей и молодежи «Золотое сечение». 10 из них в рамках программы «Комплексное развитие территории Североуральского городского округа» занимаются разработкой инвест-проектов для нашего города. И это только основные проекты. — Довольно часто на улицах и в общественных местах можно слышать, как дети сквернословят, не стесняясь даже взрослых. Обращают ли в школах на это внимание? Ведется ли разъяснительная, воспитательная работа на классных часах, уроках, родительских собраниях? Сегодня детей нацеливают на научную, проектную, инженерную деятельность, а уделяется ли внимание культуре общения, внутреннему духовному миру? — Во всех общеобразовательных учреждениях реализуются программы по воспитанию и социализации обучающихся по разным направлениям. Так, например, раздел по профилактике правонарушений предусматривает классные часы, беседы, встречи с сотрудниками ОМВД России по г. Североуральску, следственного комитета, прокуратуры с соответствующей тематикой. Школы участвуют в профилактических мероприятиях и акциях по профилактике правонарушений. Что касается употребления нецензурной брани, то подросткам разъясняются нормы российского законодательства о сквернословии. В соответствии со ст. 20.1. КоАП РФ, за нецензурную брань в общественном месте предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей. В 2019 году ни одного протокола административного правонарушения по данной статье подразделением внутренних дел по делам несовершеннолетних не составлено, так как заявлений не поступало. Изучение таких предметов, как «Основы религиозных культур и светской этики», «Обществознание», «Право», «Литература» помогает формировать у обучающихся культуру поведения, основы нравственности и т.д. Со своей стороны прошу педагогов города и поселков обратить особое внимание на культуру поведения детей, посвятить недопустимости нецензурной брани классные часы и родительские собрания. Также прошу особо обратить внимание на эту проблему учителей-филологов, членов родительских комитетов и всех неравнодушных жителей. Иногда вовремя сделанное замечание или беседа могут на всю жизнь сориентировать ребенка, что такое хорошо, а что такое плохо. Ну и, конечно, взрослые тоже должны обратить внимание на свое поведение, следить за собственной речью, потому что дети – это зеркало общества. Телестудия «Весна»: — Удалось ли закрыть «кадровые дыры» к 1 сентября по точным наукам – математике, физике и т.д.? — В настоящее время во всех школах завершается работа по утверждению тарификации и кадрового состава на 2019 — 2020 учебный год. К сожалению, учителей математики и физики не хватает (как и по всей стране), кадры стареют, а молодых педагогов недостаточно. Но проблема должна быть решена в основном за счет увеличения нагрузки работающих учителей и привлечения совместителей (город готов в случае необходимости обеспечить доставку педагогических работников из ближайших городов — Волчанска, Карпинска). Проблема в том, что педагогические вузы выпускают очень мало специалистов. Причем такая же ситуация не только в Екатеринбурге, но и в Перми, Кургане, Челябинске. Я участвовала в некоторых мероприятиях УрГПУ, Министерства образования и ЗакСобрания Свердловской области, и нас, наконец, услышали. В этом году в Уральском государственном педуниверситете выделили больше мест на математику, физику и иностранный язык – те специальности, которые больше всего нужны. — Сколько североуральских выпускников в этом году выбрало профессию педагога? Сколько поступило в педагогические вузы по целевому направлению, по каким предметам? — Для решения кадровой проблемы педвузы, колледжи и училища набирают студентов по федеральной программе целевого обучения. В этом случае государство финансирует учебу, а муниципалитет платит стипендию студентам (7 тысяч рублей в месяц), которые обязаны вернуться на работу в родной город, получив профессию. В этом году на целевое обучение в Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) поступало 12 выпускников североуральских школ. Желающих со всей области было много, количество мест ограничено, поэтому пройти жесткий конкурсный отбор сумело всего четыре человека. Два абитуриента поступили на бюджетные места по общему конкурсу, еще четыре – на платной основе. Они будут преподавателями математики и информатики, биологии и химии, истории и обществознания, русского и иностранного языка. Два абитуриента, к сожалению, не смогли набрать минимальный проходной балл, установленный УрГПУ, и не поступили в вуз. Также, по предварительным данным, в Свердловский областной педагогический колледж планировало поступить 7 человек: двое — на учителей начальных классов и 5 — на воспитателей детского сада. Кроме того, будущие воспитатели дошкольных образовательных учреждений планируют поступать в Северный педагогический колледж в Серове. В сентябре комиссия при Администрации СГО будет решать, с кем из студентов, поступивших в педагогические учебные заведения в этом году или ранее, заключить договор на обучение за счет местного бюджета (при условии, что они отработают 5 лет после вуза в наших школах). Город готов оплатить стипендию для бюджетников, учебу на платном отделении до 95 % (если учесть, что сейчас год в вузе обходится в 125 100 рублей, то это немало), а потом обеспечить молодых специалистов служебным жильем и «подъемными» – единовременной выплатой на обзаведение хозяйства в размере 100 тысяч рублей. Три человека уже подали заявление на заключение договора с муниципалитетом. Газета «Североуральские вести»: -Как укомплектованы кадрами школы городского округа на новый учебный год? Что предоставляется молодым учителям при поступлении на работу? — На начало 2019 — 2020 учебного года есть вакансии учителей русского языка и литературы, математики, физики, химии и иностранного языка. Пока проблема решается за счет увеличения учебной нагрузки работающих педагогов. Молодые специалисты, трудоустроенные в школах в год окончания учебного заведения, получают единовременную выплату на обзаведение хозяйством в размере 100 тыс. руб., согласно постановлению главы Североуральского ГО № 1248 от 27.11.2018 г. Также на эти цели из областного бюджета единовременно выплачивается 35 тыс. руб. для молодых специалистов городских школ и детсадов и 50 тыс. руб. для устроившихся на работу в селе. Кроме того, в течение первых двух лет работы молодым специалистам устанавливается повышающий коэффициент к должностному окладу в размере 20% (как у педагогов, имеющих 1 квалификационную категорию). И, как было сказано выше, выделяется служебное жилье. — В списке вакансий, которые практически еженедельно рассылает Центр занятости по местным СМИ, зарплата учителей указывается на уровне 6 000 — 14 500 рублей. В ряде случаев это ниже прожиточного минимума. А сколько реально получают за свой труд преподаватели? И каковы перспективы по повышению заработной платы? Из какого бюджета оплачивается зарплата учителей? — В соответствии с майскими указами Президента РФ 2012 года средняя зарплата педагогических работников школ должна быть доведена до уровня среднего дохода по Североуральскому городскому округу (в настоящее время – 32-34 тысячи рублей). Средства на оплату труда педагогических работников школ, детсадов выделяются из областного бюджета, учреждений дополнительного образования — местного. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области строго следит за исполнением целевого показателя среднемесячной заработной платы педагогических работников (целевой показатель – это установленный уровень средней зарплаты, который мы не имеем права снижать или превышать). Приведу пример исполнения целевых показателей за 2017 – 2019 годы. В 2017 году среднемесячная зарплата педагогических работников в школах составила 32 191,16 рублей, в том числе учителей — 32 604,35 рублей. В 2018 году — 32 487,95 рублей, в том числе учителей — 33 076,29 рублей. Целевой показатель на 2019 год — 34 028,60 рублей, в том числе учителей — 36 105,65 рублей. Зарплата учителя зависит от педагогической нагрузки, квалификационной категории, стимулирующих и компенсационных выплат (выполнение дополнительных работ, не входящих в должностные обязанности: классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетами и т.д., то есть все, что школа включает в Положение об оплате труда работников). Средняя педагогическая нагрузка по общеобразовательным организациям составляет 26,72 часа. В отдельных школах и по отдельным предметам из-за дефицита педагогических кадров нагрузка достигает до 30 часов и более. Труд педагогов оплачивается в соответствии с фактической учебной нагрузкой. Среднемесячная заработная плата по итогам 8 месяцев 2019 года составляет от 27 489,51 рублей (при средней нагрузке по школе в 20 часов) до 38 925,39 рублей (при средней нагрузке по школе в 32 часа). Перспективы повышения среднемесячной заработной платы есть. Внесены изменения в областной бюджет, и всем территориям, в том числе и нашему муниципалитету, выделены дополнительные средства областного бюджета на заработную плату учителям. С 1 сентября рекомендовано увеличить должностные оклады педагогическим работникам до 5 %. Сейчас школы работают над изменениями Положений по оплате труда. С 1 сентября «голый» оклад на ставку 18 часов педнагрузки в городских школах должен составить 13 тысяч рублей, в поселковых школах — с доплатой в 25 %, положенной сельской местности, — 16 250 рублей. Прибавьте к этому районный коэффициент, доплату за квалификационную категорию и другие выплаты – это и будет реальная зарплата наших учителей. К слову, по данным на 1 января 2019 года квалификационную категорию имели 80% педработников. Значит, у остальных есть стимул для повышения уровня своей квалификации и заработной платы. Что касается молодых специалистов, пришедших после окончания вузов и не имеющих квалификационной категории, то школы имеют возможность установить им свою доплату за счет собственного фонда заработной платы, чтобы удержать работника. К сожалению, подавая вакансии в Центр занятости, руководители указывают только должностной оклад или 0,25 – 0,5 оклада без районного коэффициента, компенсационных и иных выплат. Понятно, что указанные цифры не привлекают педагогические кадры. Поэтому мы обсудим этот вопрос с руководителями образовательных учреждений и Центром занятости, чтобы в дальнейшем указывать реальную заработную плату. Газета «ПроСевероуральск»: — На базе какой школы хотят открыть кванториум (детский технопарк), и какая работа ведется в этом направлении? — Мы решили, что в наших условиях целесообразнее создать сетевой технопарк. Для этого будем модернизировать, ремонтировать и оснащать оборудованием технические мастерские в образовательных учреждениях. Так, например, в рамках частно-государственного партнерства за счет грантового конкурса «Территория РУСАЛа» нам удалось создать Центр технического творчества в школе № 13 в Черемухове, где имеются конструкторское бюро, слесарная и токарная мастерские, ребята занимаются авиамоделированием. К следующему учебному году, я надеюсь, нам удастся открыть современные мастерские в бывшей школе № 7, что обеспечит совершенно новый уровень технического творчества. Будем продолжать эту работу и в других образовательных учреждениях. Школьными автобусами можно будет доставлять детей на площадки технопарка. — В некоторых школах России планируется изучение китайского языка. А у нас не вводится такой креатив? — Нет, не вводится, так как на территории Североуральского ГО нет учителя китайского языка. — Какова материально-техническая база школ? Чего не хватает? — В настоящее время образовательные учреждения обеспечены всем необходимым оборудованием и учебными пособиями для реализации образовательных программ в полном объеме. Перечень оборудования и средств обучения для реализации ФГОС утвержден на уровне Российской Федерации. Наличие всего необходимого — одно из лицензионных требований к условиям обучения, соблюдение которых является предметом надзорных проверок. Замечаний по отсутствию необходимых средств обучения нет. Допускается наличие электронных учебных пособий и демонстрационных вариантов лабораторных работ. Все дети обеспечены бесплатными учебниками. Материальное обеспечение осуществляется из средств областного бюджета. Все учреждения самостоятельны в расходовании выделяемых им финансовых средств. В каждой образовательной организации имеются программы развития, в которых запланировано приобретение нового или замена, модернизация имеющегося учебного оборудования. Приемка школ к новому учебному году показала, что наши образовательные организации обеспечены всем необходимым. Есть оборудование, которого нет даже в учреждениях крупных городов. Так, например, 3Д-принтеры имеются в школах № 8, 13, 14, ЦВР, скоро поступят в школы № 14 и 15 в рамках проекта «Точки роста», а в 2020 году появятся в школах № 9, 1,11. Для сравнения, в целом по Свердловской области 3Д-принтеры имеются всего в 34 образовательных организациях. Станки с числовым программным управлением и лазерной резки для наших школ уже не новшество. Я часто общаюсь с коллегами из других муниципалитетов и могу с уверенностью сказать, что материальная база наших школ очень неплохая – гораздо лучше, чем во многих других городах. Газета «Правда Севера – Североуральск»: — Недавно Роспотребнадзор рекомендовал ограничить использование мобильных телефонов в школах: переводить мобильники в беззвучный режим при входе в образовательные учреждения и создавать места хранения телефонов на уроках. Будут ли выполняться эти рекомендации в наших школах? — Это только рекомендации, пока нет никакой нормативной базы и мест хранения телефонов. Но и я, и педагоги, конечно, согласны, что нужно начинать хотя бы с обязательного отключения звука мобильных телефонов в образовательных учреждениях. — Не кажется ли вам, что в Североуральске нужно построить новое здание для кванториума (желательно, интересной архитектуры)? Какие планы в отношении здания Центра внешкольной работы? Может, его перевести в учебный корпус школы-интерната? — Кванториум создавать не планируется, поэтому строить не будем. Учебный корпус школы-интерната находится в областной собственности и требует значительного ремонта, поэтому просить его под ЦВР нецелесообразно. С июня проводится экспертиза здания ЦВР, и по ее результатам будет решаться, можно ли его отремонтировать или реконструировать. — Имеются ли планы по строительству современных спортстадионов в поселковых школах? — К следующему учебному году планируется построить современные спортивные стадионы в школе № 11 (работы уже начались) и в бывшей школе № 7, здание которой передано школе № 9. Таким образом, все городские школы будут иметь хорошие спортплощадки. В 2020 году планируется строительство стадиона в черемуховской школе, а в 2021-м – в Калье. Но для этого образовательные учреждения должны будут разработать проект, пройти госэкспертизу и отбор на финансирование.

Подготовила Светлана Ермолова. Фото с пресс-конференции — Елены Ковыршиной, proseverouralsk.ru

На фото: Ремонт стадиона в школе № 11. Одаренные дети из Североуральска разрабатывают инвестпроекты в лагере фонда «Золотое сечение». Подготовка помещений для центра цифрового и гуманитарного образования «Точка роста» в Калье. Мастер-класс по парикмахерскому делу в загородном лагере им. Володи Дубинина. Материально-техническая база наших школ на высоком уровне.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

84