Учите теплом и лаской
В Центре психолого-педагогической помощи «Остров» прошел аналитический семинар «Школьный старт: что дальше?» для учителей начальных классов, педагогов-психологов и социальных педагогов школ города и поселков в рамках городской педагогической лаборатории «Школьные трудности».
Такие семинары стали уже традиционными для системы образования Североуральского городского округа. Каждый год специалисты центра «Остров» проводят диагностику дошкольников, первоклассников и пятиклассников, выясняя уровень их развития. А потом анализируют полученные результаты с педагогами школ и детских садов и предлагают пути решения выявленных проблем.
Осенью руководитель лаборатории «Школьные трудности Анна Глазкова и ассистенты — педагоги-психологи Анна Трушина, Татьяна Зенюткина, Лариса Стронская и социальный педагог Татьяна Шатная обследовали на готовность к обучению 244 первоклассника из школ №№ 2 (Покровск-Уральский), 11, 13 (Черемухово), 14 (Калья), 15 (Третий Северный).
Выяснилось, что желание узнать что-то новое во время учебы испытывает лишь 44 % нынешних первоклассников (что на 7 % ниже, чем в 2020 году). Еще 27 % идут в школу за хорошими отметками, 17 % привлекает статус ученика, 4,5 % радуются, что стали взрослее, еще столько же надеются поиграть с товарищами, у 3 % — мотивация к учебе обусловлена внешними факторами.
Многие перваши положительно относятся к школе — 98 % (причем в этом не последнюю роль играет любовь к первому учителю), уверенность в себе и своих силах испытывают 84 %, 17 % компенсируют свою неуспеваемость замещающей деятельностью (то есть стараются проявить себя в других предметах, внеурочной, а иногда и в деструктивной деятельности).
Норму скорости переработки информации показали лишь 68 % первоклассников, что меньше на 6-9 % по сравнению с предыдущими двумя годами. Уровень произвольного внимания также понизился с 54-58 % до 49 %.
Педагоги-психологи центра «Остров» еще раз напомнили собравшимся, что причины многих проблем в учебе часто кроются в воспитании с первых дней жизни. Своевременное формирование навыков кормления, туалета, одевания-раздевания и самообслуживания в быту благоприятно сказываются на умении держать баланс тела, сосредотачиваться на задании, выполнять работу в общем ритме и т.д.
- Ручку и ложку мы держим одинаково, — заострила внимание педагогов Анна Трушина. – Те дети, за которыми мамы и бабушки бегают в процессе кормления, как правило, на уроках сползают со стула, тяжело входят в задание, отличаются невнимательностью.
Также плохо на развитии детей сказывается недостаток игровой деятельности, общения и эмоциональной связи с родителями, раннее увлечение гаджетами.
- Многие считают, что их ребенок умен не по годам, видя, как он ловко тычет в экран телефона или планшета, — в который раз подчеркнула Анна Глазкова. – Однако это заблуждение. Гаджеты тормозят психическое развитие ребенка! Если вы хотите, чтобы в семье был мир и лад, приходя домой, убирайте все телефоны на полочку.
Педагоги-психологи посоветовали учителям начальных классов работать в связке с родителями, развивать слабые стороны ребят. Использовать в классах и на переменах нейропсихологические упражнения, дежурство, игры (коллективные, хороводные, с правилами, которые дисциплинируют, объединяют учеников), методы речевого самоконтроля, поэтапных умственных действий. Правильно формировать мотивацию школьников (оценка должна быть не целью, а следствием хорошей работы на уроке и полученных знаний), создавать ситуацию успеха и т.д.
Кроме того, каждой школе, каждому классу и ученику были рекомендованы конкретные меры для преодоления возникших трудностей.
Педагог дополнительного образования Татьяна Лямина рассказала, что ведет в центре «Остров» занятия по развитию речи с детьми 6-7 лет.
- Хоть я и не логопед, — призналась Татьяна Васильевна, — но воспитатель старой закалки, которые раньше обязательно учили детей говорить.
Татьяна Лямина показала собравшимся, как выполнять с ребятами артикуляционную гимнастику, нейролингвистические и биоэнергопластические упражнения, различные задания по формированию речи, которые очень помогают развивать мышление и навыки, необходимые первоклассникам.
- Поздний переход на твердую пищу и раннее увлечение гаджетами приводит к отставанию в развитии речевого аппарата и, конечно, речи, — пояснила Татьяна Васильевна и посоветовала: – Хотите, чтобы у ребенка была развита речь, – больше разговаривайте с ним и читайте.
- Наша общая задача – сформировать в детях внутренние резервы, которые помогут им жить в стремительно меняющемся мире, — заключила директор центра «Остров» Татьяна Лебедева. – Учите теплом и лаской, позитивный эмоциональный фон в образовании очень важен.
В завершении семинара педагоги поделились своим мнением и обсудили с психологами «Острова» пути решения некоторых проблем из своей практики.
Фото автора.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.